Пикник и конспирация. Как праздновали 1 Мая в дореволюционном Омске

Дата публикации: 1.05.2024

В России XXI века 1 Мая – это, как правило, просто дополнительный выходной, который можно использовать, съездив на дачу или куда-нибудь ещё. Во времена Советского Союза это был официальный праздник с многолюдными демонстрациями на центральных улицах. Но начиналась традиция празднования Международного дня солидарности трудящихся совсем иначе. Сегодня мы решили вспомнить, как выглядело это самое начало в одном российском городе – Омске.

Для начала важно понимать, что в России XIX века существовала распространённая практика маёвок, не имевшая ничего общего с политическим протестом и с правами каких бы то ни было трудящихся. Когда устанавливалась тёплая весенняя погода, горожане, объединяясь в небольшие группы, отправлялись на лоно природы на целый день: сидеть на молодой траве, играть в игры, петь и плясать под гармонь, гитару или балалайку, вести задушевные разговоры. Слово «маёвка» стало обозначением первого весеннего пикника (термин «пикник», кстати, укоренялся в русском языке довольно медленно). Отсылка к маю была условностью – если позволяла погода, на маёвку можно было отправиться и в апреле.

Постепенно эта традиция «спускалась» внутри общества из зажиточных слоёв в более бедные. Весну любили все, и разница между маёвками для рабочих и для владельцев фабрик могла быть связана разве что с содержимым корзинок и темами для бесед. В Омске начала XX века на пикник можно было выбраться в одну из рощ. Либо в Загородную, которую позже стали называть Старозагородной, либо в Новую Загородную, на месте нынешнего парка им. 30-летия ВЛКСМ. Туда народ выезжал массово, так что была возможность на месте купить еду и напитки или, например, взять напрокат самовар. Любители более интимной обстановки выбирали места для маёвок на берегу Иртыша или уплывали на лодке на какой-нибудь речной остров.

В конце XIX века появились новые веяния, связанные с борьбой рабочих за улучшение условий труда. В первую очередь речь шла о восьмичасовом рабочем дне, и такое требование впервые прозвучало в конце апреля 1856 года, но не весной: дело было в Австралии. Тамошние рабочие решили устраивать протест каждый год в один и тот же день, 1 мая. С 1886 года это движение поддерживали в США и Канаде, а в 1890 году, когда после кровавого разгона одной демонстрации были приговорены к повешению восемь анархистов, II Интернационал объявил 1 мая днём солидарности рабочих всего мира.

В Омске новый импульс почувствовали не сразу. В 1890 году это был главным образом город чиновников и военных, мало изменившийся со времён Достоевского. Однако всего через три года до Омска дотянулся Транссиб. Появились железнодорожные мастерские и депо, приехали инвесторы, оживилась экономическая жизнь, начал формироваться рабочий класс.

Первая рабочая маёвка в Омске могла состояться в 1901 году. Неизвестные разбросали в Атаманском хуторе (это поселение рядом с вокзалом, присоединённое к Омску спустя 10 лет) листовки с призывом к демонстрации. Предлагалось «смело и дружно итти на борьбу с самодержавием», требуя от властей восьмичасового рабочего дня и всеобщего избирательного права. На это обратила внимание полиция, так что никаких акций не было. В 1902 году разные группы рабочих собирались на Затонском острове и в Новой Загородной роще, в 1903 – в Загородной роще, у железнодорожного моста через Иртыш и в товарном вагоне, в 1904 – у Чёртовой ямы (это озеро на южной окраине города, в шести километрах от вокзала). Кстати, в последнем собрании участвовал 16-летний воспитанник Сибирского кадетского корпуса Валериан Куйбышев.

По настроению эти собрания были чем-то прямо противоположным советскому Первомаю. Главным правилом была конспирация: рабочую маёвку маскировали под обычный пикник, участники брали с собой еду, гармошки, если дело происходило у воды – ещё и удочки. Незнакомцев принимали, только если те знали пароль; завидев полицию, прекращали разговоры на политические темы и переходили к танцам. Если 1 Мая было близко к пасхе, с собой брали ещё и куличи и крашеные яйца. Кстати, для того, чтобы запутать полицию, маёвку могли назначить не на первое число, а на другие дни.

Помогало такое не всегда. Омская полиция была особо бдительна, подозрительное собрание могли разогнать нагайками, а кого-то из участников забрать для дальнейших разбирательств.

Ставки заметно выросли в 1905 году, когда страна оказалась на пороге революции. На этот раз собрались в Загородной роще и, ни от кого не прячась, развернули красный флаг. Эту маёвку разогнали казаки, задержав несколько десятков человек (всего собралось около ста – это была довольно многолюдная акция). В тот же день отдельно собрались железнодорожники где-то за железнодорожной насыпью, но разогнали и их.

В последующие годы маёвки проходили в прежнем конспиративном режиме. Первая легальная первомайская демонстрация состоялась только в 1918 году, когда Омск контролировало большевистское правительство. Власть вскоре поменялась – но это уже совсем другая история. Как и классический советский Первомай.


Автор: Николай Дубровский

Фото: pastvu.com

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.