«Количество молчунов среди детей постоянно растёт»: основатель Центра развития и коррекции речи Нина Рецлова о логопедах, детях и родителях

Дата публикации: 13.01.2023

Первые слова ребёнка – чудо, которое приводит в восторг родителей. Но часто – и в последнее время слишком часто – это чудо постоянно откладывается: дети позже начинают говорить, у них бедный словарный запас, они не умеют вести диалог или общаться на отвлечённые темы. Сегодняшний наш гость – Нина Рецлова, основатель и руководитель Центра развития и коррекции речи Нины Рецловой. С ней мы поговорили о том, что становится причиной речевых нарушений у малышей, что с этим делать и почему не надо бояться логопедов.

 

 

Нина Рецлова, основатель Центра развития речи и коррекции Нины Рецловой

 

Каждый день вы работаете с детьми, которые отстают от речевых норм. Как вы считаете, их становится больше?

– 90% детей, которые приходят ко мне на консультацию, имеют речевые нарушения: это может быть и полное отсутствие речи, и проблемы со звукопроизношением. В частности, увеличилось количество детей, которые сильно отстают от норм и не говорят вовсе.

 

И что вы можете назвать причиной такого роста?

– Причин таких задержек несколько – во-первых, это минимум сенсорных впечатлений, которые получает ребёнок в детстве. Дети ведут малоподвижный образ жизни, мало гуляют, мало времени проводят на улице. Они сейчас совсем другие, если сравнивать с предыдущим поколением – им не нужно ничего говорить, им проще нажать на кнопку гаджета, чтобы включить песенку – зачем петь самому? Родители вечно заняты и, чтобы хоть немного отдохнуть, дают ребёнку в руки смартфон – отсюда и начинаются проблемы.

 

Значит, гаджеты – это абсолютное зло для ребенка?

– Да, до 3 лет ребёнок не должен заменять реальное общение с родителями гаджетом, это вредно и для зрения, и для мозга. А ещё лучше – исключить использование смартфона и компьютера и дальше, до школьного возраста. Идеально – избавиться от любых экранов, в том числе и телевизора.

 

unsplash.com

 

Чем посоветуете заменить?

– Спортом и танцами! Серьёзно, не шучу – речевое развитие и физическое тесно связаны. Например, «молчунам» показаны занятия танцами – особенно русскими народными – и футболом. Физические нагрузки показаны и детям, которые испытывают проблемы в произношении отдельных звуков. Обязательны прогулки, желательно несколько раз в день, выезды на природу – очень полезно жить за городом, это же целый фейерверк сенсорных впечатлений и эмоций, которые благотворно сказываются на развитии мозга.

 

А есть ли идеальные дети, которым не нужен логопед?

– Сходить на консультацию к логопеду я бы рекомендовала всем детям без исключения, достигшим 2-летнего возраста. Ежегодно ребёнок проходит профилактический осмотр у комиссии врачей, и было бы отлично включить туда и логопеда. Но если у родителей возникли сомнения по поводу речевого развития ребёнка, ждать определенного возраста не нужно – профессиональные логопеды работают с детьми любого возраста.

 

А как же эти истории: «У моей подруги сын молчал до 5 лет, а теперь говорит предложениями, не останавливаясь»?

– Это, скорее, фольклор, байки, которые передаются из уст в уста, но реальных героев которых никто не знает. Я в своей практике с такими чудесами тоже не сталкивалась. Да, ко мне приходили дети, которые не говорили в тот период, когда речь должна состоять уже из предложений. Мы смогли вывести их на норму, но только с помощью совместных усилий нейропсихолога, невролога и логопеда.

 

unsplash.com

 

Кстати, а что за нейропсихология и как она поможет в коррекции речи?

– Речь – это высшая функция мозга, и если развитие ребёнка в этом плане отстаёт, нужно искать причины в работе мозга. Нейропсихолог как раз этим и занимается – он изучает, как работает мозг ребёнка на физическом уровне, регулирует работу его блоков, помогает выстраивать новые нейронные связи, благодаря которым и развивается речь.

 

Есть ли утверждённые методики коррекции речи?

– Да, конечно есть, по ним и работают коррекционные сады, школы и логогруппы при детских садах. Но не всегда это идеальный вариант. В коррекции речи как нельзя лучше работает индивидуальный подход. Двух одинаковых случаев не бывает, и если у детей идентичный диагноз, им могут подойти абсолютно разные методы коррекции. Разные методики подходят для разных случаев, а для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями часто нужна помощь нейропсихолога и заиколога.

 

unsplash.com

 

А что могут сделать родители, если у ребёнка «речевой» диагноз?

– Родители – наши первые помощники и несомненный авторитет для малыша. Радует, что ответственных мам и пап становится всё больше, приходят они в том числе и для профилактических консультаций, просто с целью поинтересоваться, как идёт развитие ребёнка, внимательно выслушивают наши заключения и строго им следуют. Работа с логопедом – это только полдела, правильное произношение нужно постоянно закреплять дома, в повседневной речи, и эта задача ложится на родителей.

 

Когда наступает точка невозврата, после которой неговорящему ребёнку уже не научиться говорить?

– Для тяжёлых случаев, отягощённых нарушениями работы мозга – это 12 лет. Такие дети учатся в коррекционных школах, им нужны особые программы и педагоги. Поэтому крайний срок, когда ребёнок, отстающий в речевом развитии, должен прийти на консультацию к логопеду – это 3-3,5 года. Правильное звукопроизношение тоже лучше формировать в раннем возрасте, чтобы успеть выйти на норму к школе.

 

Автор: Ирина Баландина

Поделиться: