«Я с улицы». Омский граффитист Дмитрий Трайп рисует фанатские баннеры для «Авангарда»

Дата публикации: 30.03.2024

«Это искусство момента», – именно так говорит о своём творчестве старожил омской граффити-культуры Дмитрий Трайп. Его работы можно увидеть в разных уголках города: рисунки в честь врачей, борющихся с коронавирусом, портрет Цоя на Ленина, скрипка у Музыкального театра, портрет Достоевского на фасаде арт-галереи «Квадрат», литературные открытки с портретами Белозёрова и Рождественского на трансформаторных подстанциях.

 

Путь самоучки

Творческий путь Дмитрия начался ещё в раннем детстве. В юные годы он, как и многие дети, интересовался комиксами. Только Дима их не читал, а срисовывал, то же самое было и с раскрасками. Но в художественную школу мальчика так и не отдали, приходилось всему учиться самому. Дима хорошо помнит, как первый рисунок баллончиком сделал у отца в гараже. Дебютную работу он считает очень кривой, но значимой, потому что это часть его истории. А для художников с большим стажем, отмечает он, большая редкость, чтобы сохранились первые рисунки.

«Граффити у меня, как и у многих в нулевых, началось с игры Marc Ecko’s Getting up, там нужно было бегать, рисовать граффити. В 2008 году у нас в школе был граффити-бум, рисовали абсолютно все. Тогда мне казалось неправильным рисовать на чужих гаражах, но как-то смирился и тоже начал. Через полгода все успокоились и забросили это занятие, но не я. Теперь граффити – это скорее часть меня, потому что окутывает всю мою жизнь настолько, что сложно без этого её представить. Можно сказать, что это мой лайфстайл», – рассказал Трайп.

Через пару лет к Диме начали обращаться друзья и знакомые с просьбами что-нибудь нарисовать. Они покупали ему материалы, и он выполнял свою работу. А примерно с 2013 года его стали замечать. Параллельно Дима учился в ОмГУПСе по специальности «Менеджер проектов», а хобби стало единственным источником дохода. По словам Дмитрия, его находят благодаря сарафанному радио, имя уже работает на него.


 

«Да, я больше ничего не делаю. На заказ рисую, это мой основной вид деятельности, чем я вполне доволен. Меня радует, что я не встаю в девять утра и не просиживаю в какой-нибудь конторе, а занимаюсь тем, чем действительно хочу. Все вокруг встают в восемь утра, идут на работу, в шесть возвращаются. Мне такой образ жизни вообще не нравится. Конечно, есть издержки, потому что всё лето могу работать вообще без выходных, и пока все нормальные люди спят, я работаю. Я вообще живу так: стараюсь ничего не делать, что мне не нравится».

 

Творческая коллекция

Омичи не раз замечали в одном из дворов на Нейбута разрисованные здания. На домах можно проследить целую любовную историю, символ которой – медвежонок. Это тоже творчество Димы, которое он воплотил для друга детства и его второй половинки.

«Друг попросил меня нарисовать рисунок для его девушки на стене дома, мы сделали, на следующий год его смыло, потому что по стене постоянно бежала вода. Потом решили сделать снова. На третий год выбрали стену поблизости и сделали ещё один, и так на протяжении десяти лет. Они до сих пор вместе, и всё у них хорошо».

Дмитрий с ранних лет хотел украсить фасад здания чьим-то портретом, и его мечта сбылась. На одном из домов по улице Рабкоровской можно увидеть его самую большую сольную работу по собственному эскизу, в которой не было никаких ограничений. Это мурал, коммерческий рисунок для общественного пространства «Место 8:20».

«Работы я разделяю не столько на любимые, сколько на более и менее известные. Отдельно отмечу рисунки врачей в ковидный год. Работы я посвятил их нелёгкому труду и борьбе с коронавирусом. Вообще рисовать больше всего люблю классические граффити, шрифты и женские портреты. Не люблю всяких зайчиков, персонажей мультиков и всё в этом роде, хотя слишком часто приходится это делать по работе».

 

О мечте

В последнее время Дмитрий Трайп создаёт в основном логотипы и тематические рисунки – персонажей компаний, сопутствующую атрибутику. Примерно 60% стоимости его работ уходит на материалы.

«Основные мои заказчики – это юридические лица. Частников сейчас немного, ценник сказывается. Картинки у меня, прямо скажем, недешёвые, что частично обосновано стоимостью материалов. Нынешние работы раскрывать не буду, потому что многие заведения ещё в процессе открытия, инсайды я стараюсь раньше времени не публиковать».

С прошлого года коллекцию работ уличного художника пополнили фанатские баннеры, сделанные для хоккейного клуба «Авангард». Также у Дмитрия было много частных заказов, где ему нужно было нарисовать по техзаданию. Но ему больше нравится создавать работы, где идея и реализация зависят только от него.

«В среднем размер фанатских баннеров 12×12 метров, обычно делаем мы их за ночь. У меня есть пара помощников, и вся технология у нас чётко отработана: выставляем проектор, расправляем ткань, наносим разметку и дальше раскрашиваем. Это непростой труд, есть очень много нюансов, которые стороннему человеку неочевидны. 10–12 часов рисовать на полу физически непросто, плюс ещё и ориентирование на большом формате – это навык, который я развивал годами».

Также в прошлом году Дмитрий Трайп вместе с другими известными омскими художниками создали граффити, посвящённое олимпийским видам спорта. Они нанесли спортивный мурал на подпорные стенки между Юбилейным и Комсомольским мостами.

«Есть у меня небольшая мечта – разрисовать девятиэтажку по своему эскизу. Вообще любую, главное – объём, а не расположение. Я прекрасно понимаю, что граффити-художники – это как люди, которые лепят снеговиков. Все знают, что снеговика могут разрушить, он весной растает, но его всё равно слепят. Когда берёшь в руки аэрозоль, ты не знаешь, сколько твоя работа проживёт. Когда ты просто приходишь рисовать на улице, всё твое искусство могут закрасить через час. Но мне не жалко абсолютно. У нас искусство момента, и я его люблю».


Автор: Ольга Скворцова

Фото: личный архив героя публикации

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.